Люди, планируя свое передвижение, пользуются компромиссным решением, как и большинство животных. Эта стратегия объясняет, почему мы обычно возвращаемся другой дорогой.
До школы, до магазина или до остановки: благодаря пространственной ориентации мы находим эти места почти бессознательно, не задумываясь, какой дорогой лучше до них добираться. Наши мозговые карты и ориентиры помогают эффективно пробираться сквозь джунгли большого города.
Однако по каким критериям мы выбираем, каким путем идти к цели? Обычно на карте города можно найти несколько альтернативных маршрутов. Этот вопрос исследовали Кристиан Бонжорно (Christian Bongiorno) из Массачусетского технологического института (МИТ) и его коллеги.
Команда проанализировала деперсонализированные данные GPS-систем с мобильных телефонов, полученные от 14 000 пешеходов в Бостоне и Кембридже за год. В целом данные описывали 550 000 пройденных путей. С помощью статистического анализа ученые смогли определить, насколько оптимальными были эти маршруты, эталоном был кратчайший к цели.
Оказалось, что в большинстве случаев пешеходы выбирали не самый короткий путь, отклоняясь от оптимального. «Большинство путей в базе данных существенно отличалось от маршрутов, которые для дороги предлагало приложение Google Maps», – сообщил Боржорно и его команда. И чем дальше находилась цель, тем существеннее были отклонения от кратчайшего пути.
Подробнее присмотревшись к пешеходным маршрутам, ученые заметили тенденцию: «Пешеходы шли не кратчайшей дорогой, а той, на которой было меньше отклонений от цели», – пояснил коллега Бонжорно Паоло Санти (Paolo Santi). Это означает, что, идя по городу, мы невольно выбираем дорогу, которая сначала направляется к нашей цели и потом предусматривает наименьший угол отклонений от выбранного направления.
Поэтому кажется, наш мозг бессознательно отдает предпочтение, казалось бы, прямым, целеустремленным путям. Даже когда отклонения и временно сильнее обращение с пути сократило бы дорогу, обычно мы избегаем таких дорог. «Держать курс на выбранную цель – это, очевидно, основной двигатель навигационного планирования», – пояснил Бонжорно с командой. Этот вид навигации ученые назвали «pointiest path» – путь, больше всего сконцентрированный на цели.
Тенденцию обходить маршрутные отклонения ученые заметили не только на извилистых улочках старого Бостона. Проанализировав другую базу данных с GPS-информацией о маршрутах в Сан-Франциско, ученые обнаружили: люди придерживаются того же принципа.
«Данные о тысячах пешеходных маршрутов свидетельствуют: человек не склонен к оптимальной навигации», – сказал соавтор Карло Ратти (Carlo Ratti) с МИТ. В отличие от Google Maps и других навигационных систем, люди выбирают относительно короткий путь, но не самый короткий.
Смоделировать это маршрутное планирование лучше удается векторной навигацией. Это означает, что человеческий способ выбирать дороги такой же, как у большинства животных – от муравьев до гоминидов также подверженных векторному планированию маршрутов.
Как и для родственных нам видов, причина этой, неоптимальной навигации заключается в нейронном компромиссе: «Векторное планирование маршрута прокладывает не самый короткий путь, но близкий к нему и простой для определения, – объяснил Карло Ратти. – Видимо, в процессе эволюции этот механизм оказался экономным с нейронной точки зрения».
Интересно, что обнаруженный способ навигации объясняет также, почему многие возвращаются другим путем, чем шли до места назначения: поскольку уже в начале пути не хочется отклоняться от цели, приходится корректировать маршруты.


